Арт-резиденции. Взгляд с двух сторон

Артрезиденции. Взгляд с двух сторон.

Я взялся за данную тему в контексте с новым проектом “Территория вдохновения” в Словакии, желая осмыслить и передать свой предыдущий опыт и как художника-гостя и как организатора резиденций.
Слово #артрезиденция новое, модное, но если обратиться к истории, то выясняется, что резиденции существовали и раньше, только под другими названиями: в советское время – творческие дачи Союза художников, до этого – отдельные дворянские имения типа Абрамцева и Талашкина. А еще раньше дача в Италии Академии художеств. Можно и дальше погружаться в глубь веков, если ещё не понятно, что они появились одновременно с художниками. Особенность нашего времени состоит в том, что благодаря глобализации стали доступны практически все уголки нашей планеты. И по всему миру выросли как грибы отели, а в отдельных местах артрезиденции. Главное отличие резиденции от отеля – это наличие в первой мастерской. Понятно, что в большинстве случаев художники сами решали при съеме жилья где у них будет мастерская, а где спальня и столовая. Но арт резиденция тем и отличается от простой аренды, что там работают сразу несколько художников: 5-30. Это подразумевает общение между собой, в идеале способствующее творческому процессу в основном за счет конкуренции. Итак, подведем итог. Артрезиденция – это постоянно существующее место работы художника как правило рассчитанное на несколько персон. Мастерские художников СХ тоже вполне можно считать резиденцией. Но все – таки это слово лучше употреблять к временному проживанию различных художников, поэтому правильнее называть творческие дачи резиденциями.

Так как одной из основных задач проекта “Территория вдохновения” является создание автономной резиденции, то попробуем ответить на вопрос: Как они существуют? Понятно, что у них есть хозяин, который и осуществляет дееспособность дачи. Есть основных 2 типа резиденций. 1. Когда финансирование происходит за счёт сдачи в аренду художникам, таких большинство. Художники оплачивают своё проживание либо деньгами, либо работами. 2. Когда создаётся фонд, который обеспечивает финансовую поддержку, например, в советское время именно Худфонд обеспечивал стабильность дачи. В наше время редко, но находятся спонсоры, готовые вложить средства в резиденцию. Есть и меценаты, но в основном арт резиденции работают как гостиницы на самоокупаемости. Поэтому хозяину нужно изрядно потрудиться, чтобы условия были привлекательны.

Что же это за условия?

Во-первых, это доступность, дешевизна проживания, так как художники народ неплатежеспособный. 
Во-вторых, свобода поведения без которой нет свободы творчества. Это основные, а питание, комфорт и прочее идут далеко сзади. Если обратиться к истории искусства, то вы увидите, что именно так обстоят дела. Например всякого рода концентрация мастерских чаще встречалась в заброшенных домах без отопления и электричества, в подвалах, мансардах. Постепенно, когда недвижимость приобретала ценность все чердаки и подвалы были разобраны. Тогда художники перебирались на заброшенные промзоны, в старые цеха заводов. Постепенно и туда приходил бизнес и выдавливал творчество. Тогда художники уезжают в тёплые страны, где не нужно думать об отоплении и еде. Так возникает колония в Гоа, Индия. Но сейчас и там постепенно все застраивается отелями. По существу мест для творчества осталось не так уж и много на Земле. Поэтому каждый художник полжизни добивается мастерской и остальную половину жизни отчаянно её охраняет.

Трудно в мире найти хороший пример, который можно б было взять за образец. Сразу на память приходят творческие дачи СХ. Платить не надо, 2 месяца можно было творить и ни о чем не думать! Как правило они были хорошо обеспечены и мастерскими и оборудованием и станками. Только попасть туда было очень не просто! Нужно было как то заслужить, существовал большой спрос. Конкурс никто не проводил, а решало несколько человек в правлении и референты, келейно. Это приводило к тому, что часть художников по полгода жили на дачах, а часть вообще не могла ни разу в жизни туда попасть. И понятно, что кретерий чаще всего был не талант, а умение во время кого надо лизнуть. А это как правило сильно негативно отражалось на качестве групп, отталкивая тем самым талантливых и молодых художников. Этой же причиной можно объяснить возникновение большого количества лизунов в творческих союзах СССР.
Другой пример возьмём из Дании. Есть удивительное, уникальное место в центре Копенгагена – остров Христиания (#Christiania), где живут художники. Это тоже как и союз художников, колхоз, точнее коммуна, где земля и доходы принадлежат ей. Попадая на территорию сразу упираешься в плакат на всех языках мира о пожертвования средств Христиании. Затем чуть далее попадешь на рынок травки, которую здесь продают в изобилии полулегально, а вечером собирается публика покурить. Понятно, что к художникам эта молодежь мало имеет отношения, но доходы от продажи идут в общий котел на оплату коммунальных услуг. Интересно и то что эта колония существует уже более 50 лет. Выросло 3 поколения, дома в основном больше напоминают сараи, хотя есть и новые постройки. Здесь встречаются объявления о мастер-классах, буддистская ступа, керамические мастерские и просто мастерские-жилье. Есть кафе, театр, студии музыкантов. Здесь нет никакого плана, распорядка, разводящего командира. Интересна география. Бывшая территория какого то завода, расположенная на длинной косе шириной 5 – 15 метров в парке. Эту территорию удалось у города отстоять, выкупить и до сих не сдать! Это почти центр города, тихое укромное место, вокруг водоемы с цаплями и лебедями. Напротив, почти в упор смотрят на сарайчики дорогие коттеджи. Потрясающее соседство. А жизнеспособность обеспечивает травка! Хороший опыт, жаль только не всем подходит.

Ещё один пример, колонии в Сербии. Сразу оговорюсь, что они есть в разных странах, но в Сербии наиболее популярны. Колония это такая организация творческого процесса, когда нет определённого места для мастерских, а проживание происходит в частном секторе в деревнях. Что то среднее между советским опытом и западным. Лучше всего подходит для планеров. Художники рассчитываются с организатором работами. Те же пускают картины в оборот, даря спонсорам, или продают. Тоже колхоз, только организатор частник, от его умения и расторопности в основном зависит успех мероприятия. В строгом смысле колония не является резиденцией. Это временно, сегодня здесь, завтра там. А послезавтра может вообще ничего! Но для деревни очень хорошо! Местные любят поговорить с художниками, выпить чашку кофе и рюмку ракии. Жизнь в деревне оживает. Колония больше подходит для пиара. Всегда присутствует местная власть, телевидение, а время для работы художника ограничено и серьёзно не хватает. Место выбирается не по красоте, а по возможности. И время года может быть не самое подходящее, например начало лета, когда лезет зеленка везде.

В противоположность организованным пленерам и прочим проектам, где художник во многом ограничен, а у организаторов крутятся какие- то деньги, есть просто артрезиденция. По сути это гостиница с мастерской в каком-то привлекательным месте. Главная беда таких заведений – их дороговизна. Поэтому как вариант можно рассматривать проживание в доме в Индии. Это очень дружелюбная страна, одна из дешёвых в мире, доступная и там почти всегда тепло. Здесь достаточно 5-7 долларов в день для питания и очень недорогое жильё, если снимать на месяц для группы. И вот чем вам не артрезиденция! Этот вариант был и остаётся одним из самых привлекательных в мире на сегодняшний день. Как недостаток можно считать отсутствие материалов, инструментов и оборудования. Но в Индии есть оборудованные резиденции, правда проживание там гораздо дороже, хотя все-равно дешевле чем в других странах.

Я рассказываю о своём опыте, где я непосредственно был или участвовал. Иногда, желая как то усовершенствовать процесс, был и организатором. Так было в Сербии. Я проводил пленэры осенью в горах, правда художники ездили за свой счёт, но зато в самое красивое время года и в потрясающие места! Отдельно стоит остановится на опыте в Ростове Великом- более 20 лет работы художественной галереи “#Хорс“. За это время было много организовано и выставок и симпозиумов, и конференций. Это конечно отдельная большая тема не для формата этой статьи. Коснусь только создания резиденции. Была построена минигостиница специально для художников и связанных с ними проектов. Но оказалось, что для резиденции этого мало. Здесь нужна среда, некий бульон, питательная среда, которая постоянно притягивала б новых творцов. Симпозиум или пленэр, разовая временная акция, не решает эту проблему. Нужно постоянно, чтобы шёл некий симпозиум, тогда сработает. А это очень затратное дело, забирающее все время и энергию. Его совсем не остаётся на своё творчество. Эта главная проблема. К тому же последнее десятилетие атмосфера в стране изменилась в худшую сторону для свободы и творчества. И прессинг коммерческой составляющей выдавливает творчество везде. В этой связи артрезиденция в России может существовать и развиваться при каких-то особых, для меня до конца не ясных условиях.

Подытожим. Как сделать резиденцию привлекательной для художников и не убыточной для её организаторов?

Есть варианты: 
1.меценаты, гранты, спонсоры. Первых почти нет, грант трудно выиграть художникам, тяжело выполнить навязанные условия, и почти невозможно правильно отчитаться. Спонсоры деньги просто так не дают, а только с условием, которое порой трудно выполнить без ущерба для общего дела.
2. Иметь дополнительный бизнес. Конечно, торговля наркотиками очень выгодная статья дохода, но не везде приемлема местным законодательством. К тому же велика опасность, что “овцы сьедят крестьян”. Какой-то другой бизнес? Торговля? Сдача в наем недвижимости? У кого что есть. Возможно, но хлопотно. 
3. Основной вариант, когда проживание оплачивает художник. Этот вариант со временем может переродиться в обычную гостиницу, так как желающих просто отдохнуть в красивом месте гораздо больше чем художников. К тому же они готовы больше платить.

Вот пожалуй и весь расклад, если не считать мелких нюансов.

А теперь, господа организаторы, давайте подумаем у кого есть свободная недвижимость? Или прибыльный бизнес, способный держать на плаву резиденцию? Или хорошие знакомые в международных фондах, готовые профинансировать ваши проекты? Или богатые #меценаты, не жалеющие денег на художественную тусовку? Если хоть что то имеете, то ваши шансы повышаются! Если нет, все будет зависеть от запала вашего энтузиазма, на сколько его хватит у вас и вашей команды. А если и его маловато, то все грозит превратиться в банальное распиливание денег гранта, и время жизни резиденции ограничено этим.
А #художник будет всегда искать место, где дышится свободно, тепло и недорого!

Buy now